
Миллиард на калошах и истории успеха
Я расскажу вам историю успеха совсем не удивительную. Так всегда случается, если увлеченные люди отдаются делу с душой и верой в успех. Всякая история имеет своё начало. В данном случае всё началось с того, что простые любители парусного спорта Скотт Симанс, Линдон Хэнсон и Джордж Бодекер решили купить себе удобные тапочки для занятий спортом. И вдруг выяснилось, что существует дефицит на такого рода обувь.
Друзья-товарищи долго думали над тем, что же им делать и решили производить резиновые тапочки для любителей парусного спорта. Дизайн продукта совершенно не важен (так они тогда думали), а важно, чтобы обувь не скользила по мокрой палубе и не оставляла на этой палубе следов.
История успеха на полимерных тапочках
Исходный материал для обуви искали долго, и нашли в Канаде в компании Foam Creations (запомните это название – оно нам ещё встретится), которая производила различные полимеры. В ассортименте нашелся и полимер, который удовлетворял требованиям компаньонов, а кроме того он был очень лёгким и очень прочным.
Быстро выкупили права на использования этого полимера, который бизнесмены назвали Croslite, и также быстро изготовили первую партию обуви. Первая модель полимерных тапочек называлась Beach, и своим профилем напоминала крокодилью морду. Друзья не стали придумывать что-то такое эдакое и, по аналогии с внешним видом обуви, в 2002 году, зарегистрировали в США торговую марку Crocs. Для обуви, которая предназначалась для яхтсменов, даже очень приличная торговая марка.
Первую партию в 1 000 пар бизнесмены представили в 2002 году на международной ежегодной выставке лодок во Флориде. Результат порадовал – вся партия была продана за несколько часов. И это было только начало истории успеха.
Ни что так не сопутствует Успеху, как Успех.
=Иоганн Вольфганг Гёте=
А реальный успех марки можно подтвердить такими цифрами: за последующие 10 лет компания продала более 200 миллионов пар этой специальной, предназначенной для яхтсменов, обуви. Это что же получается – в Америке столько любителей парусного спорта?
Успех выходит на сушу
Бизнесмены не планировали продавать свою продукцию кому-то ещё, кроме яхтсменов. Но сарафанное радио разнесло молву о недорогой, очень удобной и дешевой обуви, и тапочки для яхтсменов начали покупать врачи, парикмахеры, официанты – это практично, удобно, дешево (всего 30 долларов), и долговечно.
Спрос не просто вырос – он стал лавинообразным. У начинающих бизнесменов не было опыта управления таким крупным бизнесом и они приняли единственно верное (в таком случае) решение – пригласили на работу своего бывшего однокурсника Рона Снайдера, который тапочек не изобретал, но сумел за четыре года кропотливой работы в компании Flextronics увеличить выручку последней в 5 с лишним раз (с 3 до 16 млрд. долларов).
Была усовершенствована сбытовая политика компании – магазины, при спросе превышающем предложение, могли сделать заказ от 25 пар сабо требуемого цвета и размера. Это было серьезное нововведение для обувного рынка, которое позволило быстро разгрузить склады и увеличить объем сбыта: покупатель мог сделать заказ (при отсутствии нужного цвета и размера) и получить его через две недели.
В 2004 году была приобретена канадская Foam Creations (название которой нужно было запомнить) и основатели Crocs стали эксклюзивными владельцами полимера из которого производили обувь.
И если, на начальной стадии развития компании, успех пришел неожиданно, то теперь его начали ковать на основе планов развития предприятия. Компания начала мировую экспансию: Европа, Китай, Мексика и т.д. И если в Европе продажи росли не очень быстро, то в развивающихся странах объемы продаж очень быстро пошли в гору.
Одной моделью уже было не обойтись, и предприятия начало разрабатывать линейку продукции. Начали с аксессуаров к сабо (изначально продукт имел только цветовой ассортимент), что очень хорошо восприняли молодые многодетные мамочки, которые просто замучились делить похожую обувь между своими детьми. Теперь у сабо появилась индивидуальность, которую мог создать сам покупатель. Очень удачный ход, особенно если в семье девочки.
Затем появились «зимние» сабо, затем кроссовки, затем босоножки.
Сейчас компания активно борется за молодежь. Основными покупателями обуви компании являются молодые женщины (от 30 лет) с маленькими детьми. У предпринимателей есть большое желание убедить молодежь в том, что обувь от Crocs – это модно. Проводятся различные акции, организовано сотрудничество с пятью известными fashion-блогерами, которые рассказывают в своих дневниках о том, какая удобная и модная обувь у компании. И есть основания думать, что у Crocs все получится и их история успеха будет иметь продолжение.
Я же хочу обратить ваше внимание на то, что истории успеха очень часто начинаются там, где изначально была найдена потребность, а уже потом возникло желание сотворить из этой потребности успех.

