СУПЕРПАМЯТЬ

Развитие памяти

Любая книга или статья, рассматривающая своей темой развитие памяти, начинается с того, что автор пытается доказать, что вам совершенно необходимо заниматься и тренироваться, так как развитие памяти является насущной проблемой современного человека.

развитие памяти методики

Профессиональный рост, чувство собственной исключительности, восхищение окружающих. Всё это у вас будет, если вы овладеете техниками и методиками, направленными развития памяти.


Любые упражнения и тренировки требуют усилий и времени. Самое сложное – это заставить себя работать. А человек так устроен, что эффективно он работает только тогда, когда понимает реальную выгоду от результатов своего труда. Не обязательно выгода должна быть материальной. Моральные стимулы могут быть более сильными и иметь гораздо действенные побудительные причины. Так для чего вам развитие памяти?

Нужно понимать, что мозг, как и любая часть человеческого организма, сохраняет работоспособность и развивается только тогда, когда его загружают работой. Представьте себе, что вы решили накачать бицепсы. Разработали систему тренировок, начали регулярно ходить в зал и тренироваться. Мышцы начинаю расти, увеличиваются объемы и силовые показатели. В итоге, мышца выросла до запланированного объема и вы тренировки прекратили. Что будет? Через определенный промежуток времени объемы мышцы и силовые показатели вернутся к первоначальным значениям. Что-то останется, что-то улучшится. Но в целом, результатом будет потраченное впустую время.

Тренировка и развитие памяти подчиняется такому же закону: всё, что не работает, то атрофируется. Поэтому, прежде чем заняться развитием памяти необходимо ответить себе на вопрос: «Зачем мне эту нужно»? Если по роду вашей профессиональной деятельности вам требуется запоминать большие объемы информации, цифры, номера телефонов, лица и имена людей – тогда тренировки имеют смысл. Вы подтолкнете свою память и она начнет работать, и развиваться. Могут быть и другие причины. Но они должны быть! Обязательно. В противном случае занятия вам скоро наскучат, а полученные в результате тренировок, назовем их так, сверхспособности быстро завянут.

Развитие памяти вообще – это как изучение иностранного языка без последующей практики, пустая трата времени.

Развитие памяти требует ответа на вопрос – Зачем?, — еще и по той причине, что наука из понятия память выделяет несколько видов памяти. И прежде чем приступать к упражнениям и тренировкам, направленным на развитие памяти, необходимо определить с тем, какой вид памяти вы желаете развивать в первую очередь.

У меня нет желания воспроизводить научные труды, поэтому предлагаю вашему вниманию очень короткий и упрощенный перечень.

Виды памяти

Моторная память отвечает за процесс запоминания и последующего воспроизведения самых различных движений: ходьба, умение работать ложкой и вилкой, гимнастические упражнения, танцевальные па и т.п.

Эмоциональная память позволяет сохранять эмоциональный фон, который сопровождает события в жизни каждого человека. Вы наверное сталкивались с таким явлением, когда один человек говорит о другом: «Он мне не нравится». Почему? Просто не нравится! Вероятнее всего, что в предыдущей жизни с этим человеком связано какое-то негативное воспоминание. Сам факт события из памяти стерся, а эмоциональная память осталась. Возможно, что человек напоминает другого человека, на которого он похож (поведением, внешне) и от того человека осталась негативная эмоциональная память, которая автоматически проецируется на этого, похожего.

Образная память представляет собой комбинацию воспоминаний полученных с помощью памяти зрительной, слуховой, осязательной и т.д., когда эти воспоминания сохраняются в виде определенных образов.

Зрительная память. Я полагаю, что в данном случае ничего объяснять не требуется: увидел – запомнил.

То же самое можно сказать о памяти слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Логическая память – это запоминание, которое возникает в результате обработки информации человеческим мозгом, построения определенных логических цепочек. Можно говорить о том. Что логическая память является результатом интеллектуальных возможностей человека.

Эйдетическая память. Наука относит такой вид памяти к уникальным. Такой памятью обладают люди, способные сохранить, а в последующем воспроизвести информацию в мельчайших деталях и красках.

Наука выделяет ещё несколько видов памяти, но я полагаю, что говорить о них в рамках данной статьи нет необходимости. Это очень сложно и в нашем случае совершенно не нужно, поскольку развитие этих видов памяти требует специальных знаний, которыми обладает ограниченный круг специалистов. А если говорить честно, то человечество много веков занимается разработкой методик развития памяти и изучением свойств памяти. И если с методиками дело обстоит совсем не плохо (существуют действительно эффективные упражнения), то с изучением свойств памяти прогресс не столь очевиден. Мозг человека остается такой же тайной, как и много веков назад.

Развитие памяти и запоминание

Запоминание представляет собой последовательный процесс, который складывается из запечатления и последующего сохранения полученной информации. Наука выделяет два вида запоминания в зависимости от активности организации процесса запоминания: непреднамеренное и преднамеренное. Если перевести всё выше сказанное на человеческий язык, то запоминание может происходить без всякого волевого участия со стороны человека (таким образом, мы запоминаем огромное количество важной и неважной информации) или присутствует желание (воля) запомнить.
Произвольное запоминание предполагает использование специальных методик и техник для того, чтобы информация сохранилась. Это может быть как знакомое нам с детства механическое заучивание, многократное повторение, так и применение научно обоснованных методов и упражнений.

Вот тут можно напомнить о том, что ещё до занятий по развитию памяти необходимо определить цель, с которой ведутся занятия по развитию памяти. Наукой установлено, что осознанная цель способствует скорейшему получению результата.

Сам процесс запоминания подразделяется на запоминание механическое и осмысленное. Существует статистика анализа эффективности механического и осмысленного запоминания: в первом случае уже через несколько часов после запоминания в памяти остается не более 20 % информации. А во втором случае (без последующего закрепления) даже через месяц человек способен вспомнить более 40 % информации.

Я не буду сейчас рассказывать о самых простых способах осмысленного запоминания (многократное повторение, периодическое воспроизведение и т.д.) так как существуют методики, которые дают более высокий эффект и именно о них мы будем говорить ниже.

Что же действительно необходимо знать о запоминании и развитии памяти? При повторении материала происходит резкое увеличение объема запоминания. Сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Это необходимо знать для того, чтобы когда вы начнете выполнять упражнения на развитие памяти, вы не отчаивались. Сначала будет казаться, что ничего не получается, но систематическое и упорное повторение даст свой результат. Это свойство нашего мозга – ему необходимо время на построение определенных связей. И как только эта работа будет выполнена, дальше всё пойдет как по маслу.

Что ещё важно? Материал можно повторять многократно и без перерыва. А можно работать с перерывами. Психологи это называют повторением концентрированным и распределенным. Так вот, второй способ значительно эффективнее. Не стоит превращать тренировки по развитию памяти в элементарную зубрежку до полного отупения. Важно не запомнить – важно понять и научиться применять методику, которая направлена на развитие памяти.

Всё дело в том, что запоминание – это только первый этап работы с информацией. Развитие памяти предполагает не только запоминание, а ещё и сохранение, и воспроизведение.

Об этих процессах, как и о специальных методиках, которые направлены на развитие памяти, мы поговорим с вами в следующей статье.

Продолжение следует!!!

Вам понравилась статья?

Поделитесь информацией с друзьями!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Рейтинг@Mail.ru
Был бы ум - будет и успех