Уильям Рэндольф Херст
Начало истории успеха
История жизни Уильяма Рэндольфа Херста – это, безусловно, история успеха.
Но как всякая история человеческой жизни, она полна взлетов и падений, побед и разочарований, благородства и предательства. Таковы все истории успеха. Есть что-то общее для всех и каждого, но есть и неповторимые индивидуальные черты конкретного человека, есть причудливая игра случая и фатальная предопределенность.
Начать следует с того, что Уильям Рэндольф Херст родился 29 апреля 1863 года в Сан-Франциско в богатейшей, на Западном побережье США, семье. Его отец владел угольными шахтами и серебряными рудниками, был сенатором от штата Калифорния и собственником огромных земельных угодий. Всё это богатство случилось ещё до рождения Уильяма и, как следствие, ребенок родился уже миллионером.
На этом могла и закончиться история успеха нашего Херста – что ещё можно желать, когда у тебя всё есть? Разве это не успех? Родился в богатстве, жил в роскоши, наследственное состояние не промотал, а даже преумножил и мирно почил в окружении наследников и близких друзей. Это история жизни, а не успеха. Успех предполагает постановку целей и их достижение. Поэтому вернемся к молодому Херсту и посмотрим, что и как случилось в его жизни и почему его имя осталось в истории. И так, поговорим про детство Уильяма.
Папаша, Джордж Херст, горный инженер и миллионер, поборник рабского труда, оголделый расист и мамочка, Фиби Апперсон Херст, борец за избирательные права женщин, известная феминистка, помешанная на аккультизме и хиромантии. Полный дом тетушек и кумушек. И никому нет дела до будущего наследника.
Только папа считает необходимым организовать обучение и воспитание Уильяма. Он нанимает сыну, в качестве первого учителя, Фредерика Карлайла, человека, которого борцы за права национальных меньшинств заочно приговорили к смерти. Чудная кандидатура. В будущей истории успеха намечается существенный сбой – чего может хотеть ребенок, который растет в такой сумасшедшей обстановке?
Но у парня достаточно крепкий характер. Да, он легко воспринимает политические и расовые нравоучения, но с некоторым левым уклоном. Как раз в те далекие времена в моде были социалисты. Можно предположить, что с идеями левых социалистов Уильям познакомился, когда учился в школе-интернате и, в последующем, в Гарвардском университете. Он студент, и член престижного братства, и завсегдатай студенческого клуба. А ещё в нем просыпается желание писать и он становится постоянным автором студенческой газеты.
Истории становления дела
Студенческая жизнь заканчивается через три года, когда по вине Уильяма в университете разгорается серьезный скандал. Различные авторы указывают разные причины: одни говорят о оскорбительной статье в студенческой газете о ректоре и преподава Гарварда, а другие упоминают дорогие ночные вазы, которые получили в подарок некоторые преподаватели (внутри горшков были нанесены имена педагогов). Скандал был такой силы, что даже всемогущий папа не смог его замять и Уильяма из Гарварда отчислили. Такая вот история скандала, а впрочем, для Херста именно скандал и станет основой его истории успеха.
Но к этому времени Уильям уже знает, чем он хочет заниматься – у него нет желания продолжать отцовское дело. Он мечтает о карьере журналиста.
В 1885 году он становится помощником репортера в газете «The New York World» у самого Пулитцера. Лучшего и более профессионального наставника в те времена и представить себе нельзя. Джозеф Пулитцер – это имя в газетном мире. Реальная живая работа позволяет быстрее и главное нагляднее понять, что успех репортажа кроется не в красоте слога, а в сенсации. Любая новость становится большой, как только у неё появляется большой заголовок. Чего хочет публика? Скандал, расследование, сенсация а ещё женские рублики, красивые иллюстрации – это рецепт успеха печатного издания. И это знание становится рецептом истории успеха самого Уильяма Рэндольфа Херста.
В 1987 году Уильям заканчивает трудиться на Пулитцера, завершает своё обучение в Гарварде (в этом сильно помог отец и сенатор Херст) и возвращается в Сан-Франциско.
Так случилось, что еще в 1880 году папаша Херст выиграл в карты у местного издателя газету “San Francisco Examiner”. Семь лет это издание прозябало и кое-как выживало. А в 1887 году газету возглавил вернувшийся в Сан-Франциско Уильям.
Успех – это скандал
Очень часто биографы пишут, что Херст начал активно внедрять полученные у Пулитцера знания и опыт. Не клевещите на бедного Пулитцера – он так не работал. Это Херст придумал, что в газете должна быть сенсация и не важно, действительно ли эта сенсация имела место быть. Собственное видение, деньги отца и его связи – всё это позволило привлечь к работе в газете лучших специалистов того времени. Достоверно известно, что для Examiner писали и Джек Лондон, и Марк Твен, и Гарри Рост, и многие другие. Но не в этом заключалась сила и основная стратегия успеха газеты – народ всегда не доволен властью и сильными мира сего, и с удовольствием читает разоблачающие материалы, направленные против правящего класса и элиты.
Всевозможные скандальные истории, коррупционные материалы, светские скандалы – вот рецепты успеха газеты Херста. Прошел один год, а тиражи Examiner уже удвоились. Растет популярность и растут доходы. Но тут возникают проблемы во взаимоотношениях с отцом. Всё дело в том, что газета Херста ориентирована на основную массу населения города, в т.ч. и самые бедные маргинальные слои населения. Именно такая публика предпочитает «клубничку». В своей газете Уильям нападает на первых лиц города, стряпает скандалы и обличает. А его отец сенатор и крупный бизнесмен, т.е. издатель нападает на ближайшее окружение своего почтенного папаши. Старший Херст требует прекратить нападки и критику (т.е. именно то, за что люди читают газету) со страниц издания, а в противном случае обещает прекратить финансовую помощь и лишить Уильяма наследства. В результате возникает скандал, но Херст-младший стоит на своем. Больше отец с сыном не общаются до самой смерти первого в 1891 году. Наследницей отцовских капиталов становится мать Уильяма.
Но Херсту уже мало Сан-Франциско и он готовит план завоевания Нью-Йорка. В 1895 году, заручившись финансовой поддержкой со стороны своей матери, он выкупает очень средненькую (по тиражам и популярности) газету «The New York Journal» и начинает атаку. В истории сохранились воспоминания участников того судьбоносного совещания, когда Херст ставил задачу своим редакторам. Он, уже опытный издатель видел рецепт достижения успеха в том, чтобы издавать газету для полуграмотных эмигрантов, обитателей трущоб и даже подростков. Херст переманивает журналистов и художников у Пулитцера. И устанавливает цену на экземпляр газеты – 1 цент.
На первые страницы газет вылазят преступления, скандалы, катастрофы и происшествия. В газете появляются комиксы. Особое место в обновленном издании занимают сплетни из жизни знаменитостей и сильных мира сего. Критики просто в бешенстве от того, что издание публикует фальшивые интервью, придуманные события и вообще не достоверную информацию. Но издателя это мало волнует, так как тиражи растут. Именно к тому периоду относится высказывание Херста: «Единственный показатель качества газеты – это её тираж». Можно сказать, что это секрет успеха издательского дела от Уильяма Рэндольфа Херста.
История «Газетной войны»
Начинается так называемая «Газетная война» между изданиями Пулитцера и Херста. Справедливости ради необходимо признать, что Уильям напал первым. Это он начал переманивать профессионалов из газет Пулитцера в свои издания (а где было взять других). Он понизил цену на издание, начал публиковать клубничку, что соответственно взвинтило тиражи просто до небес. И великий Пулитцер не устоял.
А Херст начинает расширять свою империю и как грибы начинают прибывать в собственность газеты и журналы: “New York Morning Journal” , “New York Evening Journal” и “Chicago Morning American”. И далее по перечню: “Good Housekeepin”, “Cosmopolitan”, “Harper’s Bazaar”, “Syracuse Telegram”, “Rochester Journal”, “Town & Country”, “Pittsburgh Gazette Times” и “Herald Examiner”. Его империя растет безостановочно и он завоевывает города Америки: город за городом. К середине двадцатых годов Херст владеет крупной группой в которую входило около тридцати изданий для всех слоев аудитории. Но главный его конек – это то, что сегодня называется «жёлтая пресса».
Его успех – это скандал, катастрофа, война, трагедия. И он не только придумывает события. Он уже настолько могущественен, что пытается эти события организовывать. В период «Газетной войны» в мире разразился кубинский кризис. Газетчикам нужна была сенсация, а значит нужна была война. А война никак не хотела начинаться. И Херст решает помочь правительству и себе: он организует хищение личной переписки испанского посла и публикует выдержки из писем, в которых посол очень не лестно отзывается о президенте США, устраивает побег заключенных из тюрьмы в Гаване. А война всё не начинается.
В народе поговаривали, что взрыв, который повлек за собой гибель американского крейсера и последующую Испано-Американскую войну организовал Херст. Такие вот истории успеха.
Пробовал себя издатель и на политическом поприще. Но особых успехов на этой стезе он не достиг: ему удалось стать конгрессменом от штата Нью-Йорк, а вот мэром этого города ему стать не удалось. Но Херст не особо унывал по этому поводу («Зачем мне быть президентом? Я их делаю!») и продолжал активно строить свою медио-империю. В 1911 году было зарегистрировано информационное агентство «International News Service», а в 1923 году Херст удивил искушенную американскую публику первым выпуском видеоновостей.
К моменту своей смерти (14 августа 1951 года) Уильям Рэндольф Херст выстроил бизнес, который включал в себя около 50 газет, 18 журналов, 11 радиостанций и 5 кинокомпаний. Именно Херст доказал всему миру, что пресса может стать полноценной индустрией, со своим производственным планом и прогнозируемым результатом, которая будет активно влиять на жизнь людей и превратится, при умелом управлении, в суперприбыльный бизнес. Он первый в мире медио-магнат.
Такова история успеха Уильяма Рэндольфа Херста.
Почти похожие истории, но такие разные судьбы. Можно посмотреть на пути достижения успеха Тиссена или Ротшильда. И задуматься…
Вам понравился пост? Поделитесь информацией с друзьями!
<
Один комментарий
Александр
«Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы её могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, обитатели городского дна, подростки — все». Это слова Уильяма Херста